Некоторые научные исследования работы мозга или загадки серого вещества



Импульсы в мозгу Начнем с речи. Долгое время считалось, что «речевой» участок мозга – это его височная область, так называемая зона Вернике. Как это часто бывает в науке, она начинается с упрощенных схем и однозначных прямых соответствий. Так случилось и с господствовавшим долгое время представлением о мозге как локальной области. В соответствии с этим Карл Вернике еще в XIX веке «открыл» специфические «речевые центры».

Однако «острые» (то есть хирургические) опыты на мозге и другие методы позволили полностью изменить это представление. Компьютерная томограмма мозга показала, что за речь отвечает не какая-то отдельная обширная зона, а точечные, довольно незначительные по площади, участки коры.

И.П. Павлов считал, что сознание – луч света на «темном» фоне остальной части мозга. Луч света – это активизирующиеся (электрически активные) участки коры. «Темный» фон – «спящие», бездействующие зоны серого вещества. Эксперименты на человеческом мозге подтвердили эту модель физиолога. Но выявились и удивительные факты. Павлов считал, что луч сознания обегает кору, как своеобразный сканер, считывая информацию, а Карл Вернике был убежден, что за речь несет ответственность строго фиксированная область мозга (эта гипотетическая область была названа его именем). Оказалось, ни то, ни другое.

При речедвигательной активности импульсы возникают в отдельных точках мозга. Они не принадлежат к определенной зоне коры. Активные пятна возбуждения хаотически распределены по поверхности мозгового вещества. У разных людей эта картина распределения очагов возбуждения не совпадает. На томограммах у разных людей хорошо видны эти различные очаги возбуждения, не повторяющиеся и носящие индивидуальный характер. Ученые считают, что именно эта «география» мозга, данная от природы, вероятно и определяет тот или иной речевой склад человека: болтуны, логики, косноязычные, молчуны и так далее.

Практически получается, что «узор» очагов возбуждения, в смысле индивидуальной неповторимости, подобен узору отпечатков пальца, характеру радужки и другим подобным физиологическим и анатомическим показателям, которые определяют неповторимое многообразие людских особей среди миллиардов им подобных.

В принципе, имея карту-томограмму мозга (при наличии заранее составленного алфавита значений), можно предугадать тот или иной речевой тип личности. Это, например, полезно для определения будущей профессии, склонностей и предрасположенности ребенка. Чем это не его «оракул»? Чем не предсказание будущего?

Какие проблемы со здоровьем влияют на функции мозга?

Примеры патологий, которые могут влиять на речь и мышление

Если больной обратился к врачу по поводу затруднения с речью, подозрение падает, прежде всего, на нарушение участков мозга, ответственных за эту функцию (пусть они индивидуальны и носят точечный характер). Например, если пациенту трудно произносить слова, он не может их связать в предложение, не понимает связного смысла картинки и не может ее описать, скорее всего, это признаки инсульта. Неужели человек не заметил его? Увы, в слабой степени протекающее кровоизлияние можно и не почувствовать.

Другой пример, когда обследуемый не в состоянии начать разговор, хотя затруднений в движении губ, голосовых связок и языка нет. Рентгеноскопия мозга выявила нарушения в коре левой височной части. Более тонкие исследования (ангиограмма – с введением в сосудистую систему мозга контрастного вещества) позволили установить: кровеносные сосуды, снабжающие этот участок левого полушария, закрыты. Диагноз гласит: ограниченный тромбоз в ясной части коры, ответственный за речь.

Если бы рентгеноскопия и ангиограмма выявили бы, наоборот, усиление кровотока и уплотнение ткани, диагноз был бы иным: например, опухоль. Она могла бы быть и на кровеносных сосудах, и на ткани мозга.

Могли быть и дегенеративные изменения мозга, с отмиранием нейронов. Такое бывает в пожилом возрасте или при болезни Альцгеймера (известные признаки – потеря памяти, слабоумие, дрожание рук и ног и т.д.). Несмотря на различие морфологических и физиологических причин, результат один – расстройство речи и мышления.

Левое и правое полушария

Общеизвестно, что наше тело симметрично, как и большинство органов. Мозг также имеет две полусферы. В процессе эволюции сформировалась их специализация. Поскольку большинство людей правши (у них более развита правая рука), а управляет правой рукой левое полушарие мозга, оно и предстает эволюционно более развитым. Теперь считается, что именно левое полушарие отвечает за разумное поведение и речь и человека.

Это означает, что импульсация при возбуждении участков мозга в момент, например, произнесения слов, возникает, в основном в левой полусфере коры. Здесь и наблюдается та разнообразная мозаика точек сознания, о которой говорилось выше.

Как показали опыты, у обезьян (шимпанзе), наоборот, точечное возбуждение наблюдается в обоих полусферах (ведь у обезьян тоже два полушария мозга). Это отличает нас от приматов. И к счастью – не только это :)

«Рассеяние сознания» по половинкам содержимого их черепков не позволило обезьянам в процессе эволюции развить речь, хотя зачатки мышления у них, несомненно, есть. По этой причине приматы остановились в своем развитии. Так считают физиологи.

Речь позволила человеку общаться с себе подобным, передавать ему опыт и знания. В дальнейшем на базе устной речи возникла и письменность. Так человечество прошло ускоренный курс эволюции от примитивных орудий труда и добычи (что есть у многих животных), до полного преобразования среды обитания. Ни одна пчела, ни одна обезьяна, ни одна «высоколобая» крыса (а они очень умны, умнее даже обезьян) не дойдут до запуска космических кораблей. Вот что такое речь!

Память, прогнозирование и вопрос о том, сколько процентов мозга использует человек

Не секрет, что обезьяны, как и человек, обладают памятью. Но глубина проникновения по стреле времени у человека и животных принципиально различна. Опыты показали, что, например, шимпанзе помнят то, что было вчера, позавчера, но не далее. Хотя, впрочем, мы знаем, животные могут что-то помнить и всю жизнь. Известен нашумевший случай (XIX век), когда в Индии слон убил офицера-англичанина через много лет: он запомнил обиду, которую он ему нанес. Домашние животные отлично помнят сделанное им когда-то добро. То же – дикие звери. Хрестоматийный пример: в эпоху Древнего Рима лев не съел отданного ему на арене на растерзание гладиатора, который некогда излечил его в пустыне.

Обладают животные и прогностическими способностями. Так, хищник обычно выбирает кратчайший путь наперерез жертве, рассчитывая траекторию ее движения. Сократ наблюдал однажды, как собака, искавшая хозяина, подбежала к тройной развилке дорог, понюхала одну тропу, затем другую, а по третьей бежала, не нюхая ее. Это означает, делает вывод Сократ, что она знала, что ее хозяин пошел именно в этом, третьем направлении. Вот вам и логика и предвидение.

Однако память человека и его прогностические способности глубже и богаче. Человек может воскресить в своем воображении многие, в том числе очень давние, эпизоды своей жизни. На этом основано искусство. Люди планируют свое будущее не только на недели и месяцы, но и на сотни лет вперед. К.Э.Циолковский дал прогноз развития жизни на Земле на тысячелетия вперед. Человек делает это благодаря развившейся у него дифференциации полушарий мозга.

Дифференциация эта столь ощутима, что, как показали эксперименты, при некоторых условиях одно полушарие полностью выключается из работы. Когда пациентам усложняли речевые задания, поначалу активны были оба полушария: левое более активно, ему аккомпанировало правое. При достижении некоторого сложного уровня заданий правая полусфера внезапно отключалась. Это позволило предположить, что правая половина мозга – рудиментарный орган и по мере развития интеллекта она будет деградировать.

Однако с этим современным выводом экспериментальной науки нельзя согласиться. Именно правая полусфера мозга ответственна за творческие способности, а это тоже мышление. Более того, этот вид мышления позволяет прорывным образом заглянуть в будущее, делая неожиданные для логики открытия. А без этой деятельности мозга вообще не было бы прогресса. Во всяком случае, в области технологий, науки и искусства.

В настоящее время еще бытует теория о том, что мозг современного человека задействован всего на 5-10 % своих возможностей. Подключение же остальной массы серого вещества, согласно этой теории, намного усилит духовные силы людей. Сторонники этой идеи предполагают, что именно это и происходит у экстрасенсов, медиумов, великих ученых, изобретателей и т.д., то есть их мозг работает более эффективно за счет своих резервов.

Опыты показывают, что это, скорее всего, заблуждение. При поражении некоторых участков коры (например, при инсульте) мозг старается компенсировать потери. В работу частично включаются другие сегменты серого вещества. Но полного восстановления речи и других функций у больного не происходит. Не восстанавливается в полном объеме и память. Человек остается интеллектуальным инвалидом. Следовательно, мозг не может подключать даже в крайних случаях жизнедеятельности новые участки, а если это и делает, то его работа неэффективна. Поэтому «воспитание» гигантов мысли – сверхлюдей будущего – весьма проблематично.

Изучал ли мозг в ближайшем будущем?

Вопросов много, а ответы, видимо, будут еще не скоро…

Ученые говорят, что сейчас они знают о работе мозга не больше, чем знал Птолемей об астрономии. Удивляет многое. В возрасте трех лет мозг развит на восемьдесят процентов. Наивысшего развития он достигает в возрасте около двадцати лет. Но почему затем его масса уменьшается? Почему остаются неиспользованными его резервы? Зачем эта избыточность, которая, как мы видели, не страхует жизнь от инвалидности? Все это говорит о том, что загадок мозга меньше не стало.

Мозговая ткань содержит 12-14 миллиардов клеток, которые соединяются разными способами. Число соединений около триллиона. Количество клеток мозга превышает количество звезд в Галактике. Зачем эта избыточность? Для какой цели она создана? Может, эволюция человека не закончена и Провидение заготовило материал впрок в расчете на будущее изменение «человека разумного»?

Существует мнение, что масса мозга тоже определяет интеллектуальную мощь людей. Однако масса серого вещества шимпанзе не меньше, чем у хомо сапиенс, а разница в интеллекте несоизмерима.

У европейцев масса мозга в среднем около 1350 граммов. Однако жил человек, масса мозга которого составляла всего 900 граммов. И он был вполне нормален. Маленький мозг был, например, у Анатоля Франса – 1,1 килограмма. В.И.Ленин в период болезни работал на «остатках» серого вещества, поскольку одно полушарие было практически полностью заизвестковано. Так что масса мозга еще ни о чем не говорит. И это тоже одна из загадок интеллекта.

Специфический предмет интеллекта представляет собой память. Есть люди, интеллект которых, например, в области математики или способностей к языкам в разы превосходит возможности среднего человека. Казалось бы, люди высокого интеллекта должны обладать и феноменальной памятью. История показывает обратное. Так, известно, что Эдисон забыл о собственной свадьбе, но, несмотря на слабую память, отличался незаурядными способностями. Они не угасли даже в старости, когда, как известно, ослабевает и память и интеллект. После восьмидесяти лет Эдисон запатентовал, к уже имевшимся сотням патентов, еще сорок новых изобретений. И это тоже тайна «серого вещества», которую еще предстоит разгадать.

 ЗдорТеги      04.03.2016      Здоровье & Медицина      5

Читать ещё:

Комментарии:

  1. Алёна Кравченко

    Я как-то смотрела фильм Люси, там рассказано, что мозг можно использовать на все 100 %. Посмотрите, очень интересный фильм)))

  2. Евгения Шестель

    Да, Алена, фильм стОящий!
    Интересно было бы почитать обо всех органах в черепной коробке.

  3. Sveta

    Хорошая, познавательная статья. Тайн еще много, а значит страдания шимпанзе еще не закончились.

    • Андрей

      Насчет шимпанзе – да, к сожалению это так…

  4. Вячеслав

    Хорошо, что привлекают внимание к этой сфере,но многое спорно, а эволюцию уж лучше не трогали бы.
    Обезьяны, возможно, не вписываются в эволюцию, в чем я согласен с Г.Гурджиевым. И появились как результат генетических опытов человека или над человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не публикуется. Обязательные поля помечены *

Имя *

Эл. почта *

Сайт

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>